Новейшая история российского пива

Унаследованную от Советского Союза пивную отрасль, унылую и устаревшую, необходимо было коренным образом обновить и перестроить. Надо признать, что основную тяжесть в решении этой задачи взяли на себя "новые варяги" - зарубежные пивоваренные предприятия, которые буквально возродили российское пивоварение, сообщив ему такой импульс развития, что оно прямо-таки со сказочной быстротой превратилось в одного из лидеров отечественной промышленности.

 

Но техническое переоснащение было хоть и очень важной, но все же половиной дела. Нужно было создать абсолютно новый имидж российского пива, придать ему, если угодно, иной социальный статус. Требовалось произвести настоящую революцию в сознании потребителя. Как это сделать, отечественные производители не знали. И опять на помощь пришли варяги, и первые из них - опять из Скандинавии.

 

В 1992 году скандинавский консорциум пищевых компаний Baltic Beverages Holding AB (сокращенно BBH) купил контрольный пакет акций питерского пивоваренного комбината "Балтика", строительство которого началось еще в 70-х годах. Это был один из последних крупных советских проектов в продовольственной отрасли. Пиво "Балтика" не только становится первым российским продовольственным брэндом, но и за короткий срок завоевывает рынок обеих российских столиц, а затем устремляется в самые отдаленные регионы страны. Таким образом "Балтика" продемонстрировала, что в России можно прибыльно работать по европейской технологии и варить пиво, ничем не уступающее мировым аналогам. Управляется "Балтика" российским менеджментом во главе с Таймуразом Боллоевым. В холдинг "Балтика" также вошли заводы "Балтика-Ростов" (Ростов-на-Дону) и "Балтика-Тула" (Тула). В январе 2003 года в Самарской области открылся пивзавод "Балтика-Самара", стоимость оборудования которого составила 35 миллионов долларов, а общая сумма инвестиций превысила 55 миллионов. А в апреле 2003 года открылся завод в Хабаровске. Несколько лет "Балтика" была единственной национальной пивной маркой европейского класса и сегодня остается лидером российского пивоварения.

 

Помимо "Балтики" BBH участвует в управлении компанией "Ярпиво" (Ярославль), которая, между прочим, является одним из конкурентов "Балтики". Кроме того, BBH контролирует завод "Пикра" в Красноярском крае и владеет пивоварней "Золотой Урал" в Челябинске. Интересы BBH не ограничиваются Россией: ему принадлежит 40% пивного производства на Украине и более 45% в Эстонии.

 

К радикальному обновлению имиджа российского пива в начале 90-х годов приложила руку также финская компания Sinebrychoff AB (с 1997 года принадлежит датскому холдингу Carlsberg Breweries AG, владеющему и другим известным скандинавским брэндом - Tuborg). Компания стала крупнейшим акционером пивоваренного завода "Вена" (Санкт-Петербург) и поспособствовала появлению пива "Невское". И хотя Sinebrychoff работал на нашем рынке с меньшим размахом, чем BBH, эта марка довольно быстро приобрела популярность по всей стране.

 

Почти одновременно с BBH в Россию пришла бельгийская компания Interbrew, которая связана с пивоварением с 1366 года и является одной из крупнейших в мире. Сегодня в холдинг "САН Интербрю" входят пивоваренные заводы в Клину (Московская область), Санкт-Петербурге, Иванове, Саранске, Курске, Волжском, Омске и Перми, а также на Украине - в Чернигове, Николаеве и Харькове. Interbrew производит классическое бельгийское пиво Stella Artois, и теперь эта марка широко известна в России - наряду с "Клинским", "Толстяком" и "Сибирской короной". С самого начала "САН Интербрю" делал ставку не на какую-то одну марку, а на множество брэндов, ориентированных на разные группы потребителей.

 

Особую, можно даже сказать, парадоксальную роль в становлении нашей пивной отрасли сыграл финансовый кризис 1998 года. Он не только мощно продвинул вперед отечественное пивоварение, но и оградил его от зарубежных конкурентов. До августа 1998 года доля импортного пива в России составляла около 20%, а в 1999 году упала до 2-3% и продолжает снижаться. Разумеется, импортное пиво не исчезло с российских прилавков, но, подорожав в несколько раз, стало гораздо менее привлекательным для массового потребителя. Однако вкус к качественному пиву уже успел сформироваться, и отечественные производители пива поспешили занять освободившуюся нишу и принялись ее расширять и углублять.

Кроме того, после кризиса активную работу на российском рынке начинают сразу несколько крупных зарубежных инвесторов. С их приходом лицо российского пивоварения окончательно приняло цивилизованное выражение.

 

Международная компания South African Breweries (сокращенно SAB, а ныне - SABMiller) построила в Калуге современный пивоваренный завод, управляемый московской компанией "Трансмарк". В портфеле "Трансмарка" три известные лицензионные марки - Staropramen, Holsten и Miller Genuine Draft, а также ударный брэнд "Золотая бочка".

 

В 1999 году в Бирюлеве, на юге Москвы, открылся завод "Пивоварни Москва-Эфес", владельцем которого является турецкая компания Аnadolu Group of Breweries, с 1969 года производящая пиво Efes по голландской технологии. Этой маркой владеет турецкая компания Efes Beverages Group, которая, в свою очередь, принадлежит голландской Efes Breweries International BV. Эти отношения собственности выглядят довольно запутанными, но нам важен результат, а именно: российский потребитель получил два новых брэнда - Efes Pilsener и "Старый мельник", под которыми выпускается несколько марок высококачественного и сравнительно недорогого пива. А с 2003 года на "Пивоварнях Москва-Эфес" приступили к лицензионному производству немецкого пива Warsteiner.

 

В том же 1999 году питерская компания Bravo International, известная как производитель слабоалкогольных баночных коктейлей, расширяет производство и начинает выпуск пива "Бочкарев", а затем - баварской марки Lowenbrau Original (по лицензии). В настоящее время пивное производство Bravo International принадлежит голландскому концерну Heineken.
Начав практически одновременно, эти три компании выводят на российский рынок пиво класса premium и даже high premium, тем самым все выше поднимая стандарты качества. И вот что удивительно: "Золотая бочка", "Старый мельник" и "Бочкарев", вступив в конкуренцию с "Балтикой" и "Невским", лишь усилили интерес потребителя, в результате чего спрос на российское пиво класса premium резко повысился. Можно сказать, что конкурируют они не друг с другом, а с компаниями, не способными выпускать столь же высококачественную продукцию. Те производители, которые сумели адаптироваться к повысившимся потребительским запросам, оказались в выигрыше.

 

Укрепляет свои позиции московский пиво-безалкогольный завод "Очаково", планирующий вложить в расширение производства почти 150 миллионов долларов. Немного замешкалась на старте, но очень активно продвигает свое пиво "ПИТ" и другие марки компания "Пивоварни Ивана Таранова". Выяснилось, что российский рынок весьма просторен и процесс его раздела далек от завершения.

 

Неизбежные потери от послекризисного сокращения пивного импорта компенсируются лицензионным производством многих известных зарубежных марок. И хотя знатоки не считают лицензионный продукт адекватным подлиннику, качество такого пива весьма высоко, о чем свидетельствует его коммерческий успех. Сегодня в России по лицензии выпускаются Holsten, Gosser, Lowenbrau, Miller, Staropramen, Bear Beer, Tuborg, Carlsberg, Efes, Stella Artois, Warsteiner и другие марки. У производства по лицензии есть немаловажный плюс - потребителю не приходится оплачивать высокие таможенные пошлины.

Контакты